Сказкотерапия для детей — лучший психотерапевт для вашего ребенка

сказкотерапия для детей

С сегодняшнего дня мы открываем новую рубрику на нашем блоге. Она называется «Осознанное родительство». Здесь мы будем освящать темы и вопросы, качаемые детей и родителей, которые кажутся нам наиболее важными и интересными.

Есть ли такое средство, которое позволит ребёнку справиться со своими проблемами и переживаниями? Что вылечит душу ребёнка? Что расскажет о мире и системе взаимоотношений в нём? Это сказки.  И правильно выбрав сказку, можно решить множество проблем. Сказкотерапия для детей — это целая наука. А родителям в помощь — наша статья.

Что такое сказкотерапия для детей?

Сказкотерапия для детей – психологический метод, воспитательная система, поиск смысла жизни, форма познания.

Сегодня сказкотерапия для детей широко используется педагогами, психологами и психотерапевтами. Этот метод можно применять ко всем детям. Он решает поведенческие и личностно-эмоциональные проблемы. Часто данный вид терапии применяется к детям имеющим особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии.

Не каждая сказка может лечить. И каждому возрасту – своя сказка:

➤  В возрасте до 5 лет читаем сказки о животных, волшебные, с повторениями сюжета.

➤  От 5 лет и старше – любые сказки, которые нравятся ребёнку.

Сказкотерапия для детей — основные виды сказок:

Диагностические — определяют особенности характера ребёнка и наличие проблемы;

Народные и авторские способствуют воспитанию нравственных чувств, прививают ценности добра и справедливости;

Дидактические или обучающие, дают новые знания;

Психотерапевтические лечат, стимулируют личностный рост;

Психокоррекционные решают проблемы с поведением;

Медитативные формируют положительные образцы взаимоотношений с окружающим миром;

Собственного сочинения оказывают значительный терапевтический эффект.

Сказкотерапия для детей дома

Советуем прибегать к помощи терапевтических сказок для того, чтобы ненавязчиво разобраться в сложной для ребёнка ситуации, преодолеть страх, пережить трудности.

Поговорим о нескольких вариантах метода

1. Чтение готовой сказки.

Во время прослушивания сказки возникают положительные или отрицательные эмоции. Дети ощущают свою значимость и силу, сопереживая сказочному герою. В этом случае сказкотерапия для детей помогает справляться со страхами.

После прочтения побеседуйте с ребенком:

— О чем сказка?

— На кого похожи сказочные персонажи, какие качества им присущи?

— Почему герой совершает такие поступки?

— Как герой решает трудную ситуацию? Кто ему помогает?

— Что даёт герой окружающим?

— Какие отношения между героями?

— Какие чувства вызывает сказка?

2. Разыгрывание сюжета.

Воплотим сказку в жизнь с помощью различных способов. Можно взять готовых театральных кукол, игрушки, предметы-заместители. А ещё, нарисовать, склеить, слепить, сконструировать. В данном случае задействованы все органы чувств малыша. Лечебный эффект такого способа яркий и результативный. Цель такого способа – менять ситуацию в свою пользу. Большую роль здесь играют тактильные ощущения.

сказкотерапия для детей

Например, злого персонажа можно вычеркнуть, порвать (в рисунке), запереть в ящик, выбросить (игрушку). Можно перевоспитать (изменить ролевое поведение).

3. Придумывание своего продолжения для любой сказки

Этот способ хорош, когда нужно исправить какую-то ситуацию в жизни ребёнка. Подберите сказку, подходящую к вашей проблеме.

Например, малыш жалуется, что его выгоняют из игры, не хотят дружить. Подойдут такие сказки, как «Дружба зверей», «Цветик-семицветик», «Заюшкина избушка». Прочитайте сказку и попробуйте придумать свой счастливый конец, в котором ребёнок найдёт для себя реальный выход из сложной ситуации.

4. Сочинительство

Полезнее сочинить собственную сказку. Это лучшая сказкотерапия для детей. Для этого воспользуйтесь нашей подсказкой.

Как сочинить свою сказку?

✔  Начнём с присказки.

Малышам предлагаем готовые варианты, а старшие дошкольники сочиняют их сами. Начать можно так: «Жили-были…», «Однажды…», «В большом лесу…», «Чудесным утром…».

✔  Придумаем главного героя и других персонажей.

Малыш может выбрать готового персонажа из любой сказки. Когда героями сказки становятся собственные игрушки, достигается хороший терапевтический эффект. Можно не только придумать, но и разыграть сказку. Главного героя ребёнок ассоциирует с собственным «Я».

✔  Развиваем сюжет

Наделяем главного героя волшебной силой. Она нужна, чтобы справиться с отрицательным персонажем нашей истории. Ребёнок с удовольствием придумывает детали. Например, в какую одежду одеты герои, что они едят, где живут. Здесь воплощаются скрытые мечты детей. Они накормят положительных героев тем, что хотят сами и наоборот. Расскажут, какая одежда им нравится. Каким они хотят видеть дом и его обитателей. Сказкотерапия для детей поможет узнать своего ребёнка с другой стороны.

сказкотерапия для детей

✔  Заканчиваем на доброй ноте

С помощью волшебства и добрых помощников главный герой побеждает зло. Вместе с этим преображается и изменяется и автор (ребёнок). Таким образом, сказкотерапия для детей позволяет справиться с проблемами ребёнка, уменьшить его переживания.

Какие задачи вы сможете решить с помощью сказкотерапии?

В сказочной форме свою ситуацию легче увидеть и признать. Для главного персонажа очень просто придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! А решение, оказывается, можно использовать в свою пользу.

Какие задачи преследует сказкотерапия для детей?

1. коррекция поведения

2. снижение уровня агрессивности, тревожности

3. формирование навыков конструктивного выражения эмоций, позитивного отношения ребенка к себе

4. развитие способности к естественной коммуникации

5. воспитание общечеловеческих качеств и моральных норм

6. стимулирование творческого самовыражения

Решение этих задач осуществляется фактическим воздействием сказки на малыша. Более важен в этой терапии шлейф или последействие, как стимул развития личности. Толчок к саморазвитию, который уже не зависит от влияния взрослого.

Чему учат сказки наших детей?

Веками отшлифованные, народные сказки с простым сюжетом, закладывают культурные стандарты. Они на подсознательном уровне определяют национальную идею и самоидентификацию народа.

Язык народной сказки иносказателен, на грани правды и вымысла. Но не торопитесь, сюжет и образы имеют двойное дно. Необходим разумный подход. Простой язык, которым она преподносится, обманчив. И психологи тут ни при чём. Важно знать, когда сказка зародилась, и какой смысл несла. Со временем она претерпела значительные изменения. Это всегда надо учитывать. Приведём примеры:

Сказка «Теремок» учит, что вместе лучше, чем врозь, но всему есть своя мера (медведь раздавил теремок).

В сказке «Про Курочку-рябу» бедные дед и баба просто не знают, что делать с золотым яйцом. Они не осознают масштаб свалившегося на них богатства и относятся к золотому яйцу, как к простому. Мораль: каждому своё по возможностям и уму.

Сказки «Морозко», «Маша и медведь», «Хаврошечка» учат послушанию женщины в семье, трудолюбию, терпению, самопожертвованию. Такие сказки относятся к «женским». В них всегда есть персонаж мужского пола, на которого ориентирована героиня.

сказкотерапия для детей

Авторские сказка — трактовка видения одного человека в конкретном историческом периоде. Чаще всего авторские сказки написаны для взрослых и позже адаптированы для детей.

Какие сказки выбрать ребенку?

Чтение книг прекрасно развивает интеллект вашего ребенка. Об этом вы можете прочитать в статье «Чтение развивает интеллект. Лайфхаки как приобщить ребенка к чтению?».

Рекомендуем к прочтению сказки В. Г. Сутеева. У него все работают, помогают друг другу, делают подарки. Этот автор для всех поколений. Это именно то, что нужно детям!

Замечательные сказки у А. С. Пушкина. Глубокий смысл сказки «О рыбаке и рыбке» — поймал золотую рыбку — молчи! Не нужно рассказывать своим женам об источнике и размере дохода. Не сказал бы дед бабке — проблем бы не было!

Существует много трактовок сказок. Есть разумные и несуразные. Сказкотерапия для детей эффективна, если есть простота: чем понятнее, тем лучше. Действия героев логичные и правильные. И, обязательно, счастливый конец. В детском восприимчивом возрасте всё должно быть хорошо.

На 100% изменить врождённые черты характера невозможно. Можно скорректировать поведение, повысить самооценку, помочь преодолеть трудности, разобраться в проблеме. И в этом вам поможет сказкотерапия для детей.

Если Вам интересна наша новая рубрика, то пишите в комментариях. Мы с удовольствием напишем на те темы, которые Вам интересны!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментариев ( 2 )

  1. ReplyАлександр

    А вот действительно полезная статья, это хорошо, что вы рассматриваете такую важную тему. Очень многим родителям пригодится почитать.

    • ReplyАнастасия

      Александр, спасибо! Будем стараться и дальше!

Оставить комментарий

Ваш E-mail будет скрыт