Человек становится культурным, когда он впервые берёт в руки книгу, чтение развивает его интеллект. Золотая библиотека детства: Барто, Маршак, Михалков, Бианки, Чуковский, Носов и другие. Сразу всплывают картинки из нашего детства. Тёплые мамины или бабушкины руки обнимают нас, нам уютно на коленях слушать в сотый раз: «Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки; на локтях — дорожки…». Вы любите читать много, взахлёб, до самого утра – не замечая времени? А у ваших детей вызывает трепет шелест станиц?
❗❗❗Дорогие друзья, подписывайтесь на наш ТЕЛЕГРАММ канал — там гораздо больше интересного материала, ежедневные публикации и возможность пообщаться с единомышленниками в комментариях 👉 Антон Монахов | Eat-right.ru
Когда начинать читать детям?
Читайте детям много с того момента, когда вы узнали, что беременны. Да, да! Чтение развивает малыша уже во внутриутробном возрасте. Читайте вслух любые книги, статьи, посты в соцсетях, стихи, анекдоты. Сейчас для ребёнка важно слышать ваш голос из материнской утробы.
Как только ребёнок появится на свет, будем читать ему потешки, стишки, пестушки, сказки. Ритмичное мелодичное чтение положительно влияет на эмоциональное состояние младенца. Аудирование – восприятие информации на слух, важный навык, который формируется именно сейчас, в раннем детстве.
Малыш растёт, и мы должны подготовить его к первой встрече с книгой. Она красочная, привлекательная, в ней мало текста, но много иллюстраций. Пора научить будущего читателя бережному обращению с книгой.
Какие правила можно установить:
Ø Не бросаем книги на пол
Ø Книга не игрушка, храним её на книжной полке
Ø Берём книгу только тогда, когда собираемся почитать, и потом сразу убираем на место
Ø Не будем рисовать в книге, лепить на ней пластилином или использовать в качестве подставки и, тем более рвать.
Прочитай мне сказку на ночь
Чтение развивает ум и душу ребёнка. Мамины сказки на сон грядущий, в них столько любви и внимания. Чем старее книга в семейной библиотеке, тем она ценнее. Мама, читая, с трепетом листает станицу за страницей. В каждой строчке её детские воспоминания. Такое душевное настроение передаётся малышу.
С папой не страшно прочитать про злого волка и бармалея. Папа научит доброте, храбрости, честности. Он знает, что в сказке добро всегда побеждает зло. И так приятно перед сном общаться с родителями. Это минутки счастья и радости.
Учат ли читать в детском саду?
В каждом детском саду есть образовательные программы. В них нет раздела по обучению чтению. В дошкольном возрасте, необходимо уделить внимание фонематическому восприятию, а чтению учить не нужно. Звук первичен, а буква вторична. Алфавит – это названия букв, мы не используем их при чтении. Попробуйте прочитать слово «КОТ» буквами. Что получилось? Кэ О Тэ – бессмыслица! В школе учитель вынужден переучивать детей читать правильно после подобных неудачных экспериментов.
Дошкольника учат различать звуки, выделять их в речи, составлять из них слова, выполнять звуковой анализ слов. Если ребенок играючи различает звуки и буквы, то он сам зачитает, нужно, лишь немного помочь. Смотрите на индивидуальное развитие малыша, готов ли он сейчас читать сам?
Как мотивировать ребёнка на чтение?
Просто! В читающей семье – читающие дети. Хороший прием, реклама произведения. Вы выбираете яркий эпизод из книги, рассказываете его, как будто это произошло с вами на самом деле. Не скупитесь на похвалу, когда у ребёнка возникнет желание прочитать эту книгу. Чтобы не погасить интерес, неинтересные моменты в книге прочитайте вслух, или по очереди. Можно пропустить длинные описания погоды, природы и т. д., ведь вы, иногда, так сами делаете, правда?
Появление компьютеров вытесняет чтение бумажных книг. Программа правки текста в гаджетах, сыграла с нами злую шутку. Мы не задумываемся о правописании, всё правится само собой. Чтение развивает грамотную письменную речь. Читая, человек улучшает свою разговорную речь, обогащает её новыми словами, совершенствует правописание.
Как превратить школьное чтение в удовольствие?
Школьники много читают, потому что задают. Как прочитать эти огромные неинтересные повести, рассказы, романы, запомнить смысл произведения, всех персонажей? Ещё всё это нужно осмыслить, потому что потом придётся отвечать на уроке, писать сочинение.
Как не превратить знакомство с новой книгой в битву поколений?
1. Практически, все произведения школьной программы экранизированы. Некоторые пересняты уже в нашем веке и ремейки довольно популярны у молодежи. Начните с этого. Совместный просмотр фильма мотивирует. Наибольший интерес, вызывает отличие сценария от исходника. Вспомните, какие споры до сих пор о фильмах и книгах «Гарри Поттера».
2. Начинаем читать, желательно вместе, можно по очереди или наперегонки. Ребенок с бумажного носителя, а вы – с электронного. Сейчас наша задача заинтересовать ребёнка. Разделите произведение на такие части, чтобы успеть прочитать произведение к уроку. Введите ежедневный «час чтения», отложите все дела и читайте.
3. Аудиокниги — хорошая альтернатива. Их можно слушать, например, в пути, во время уборки, чтобы «убить двух зайцев». Сейчас, аудиокниги записываются профессионалами, выпущено много аудио-спектаклей, радиопостановок. Вспомните, вначале статьи говорится об аудировании. Здесь этот навык очень пригодится.
4. Каникулы время отдыха и любимых увлечений. Оказывается, список произведений для прочтения летом, является рекомендованным. Если у ребёнка возникли другие литературные предпочтения, пусть читает то, что нравится. К тому же не все произведения из летнего списка входят в школьную программу. Самостоятельное, не навязанное взрослыми, чтение развивает любовь и привычку к книге, расширяет кругозор.
Организация книжного собрания дома
В каждом доме есть своя библиотека книг. Удобно ли ей пользоваться ребёнку? Попробуйте устроить с детьми квест «Книжное переселение»:
· Определим полки для всех членов семьи: маме, папе и детскую.
· Разделим на жанры
· Соберём сборники сказок, стихов, детективов вместе
· Расставим их в алфавитном порядке по фамилии автора
Обратим внимание на детскую книжную полку. У малыша до семи лет, на ней живут: книги-раскладушки, книги-театры, книги-пазлы, книги-вырубки, книги из картона, ткани, музыкальные. Их цель привлечь внимание, заинтересовать. Большинство из этих книг побудительные, они призывают ребёнка к действию: «Поиграй с котенком», «Погладь зайчика!».
Для тех, кто начинает читать, издаются книги обучающие. В них много иллюстраций и небольшой текст. Яркая картинка привлекает внимание и создаёт настроение для чтения.
С поступлением ребёнка в школу, на книжной полке появляется учебная литература и произведения школьной программы. С каждым этапом взросления, на книжной полке необходимо проводить ревизию, оставлять книги, соответствующие возрасту детей.
Книга — источник знаний
Можно читать ради удовольствия или постигать великую мудрость. Психологи выделяют 2 типа чтения: результатное и процессное. И предлагают научиться читать с результатом, то есть осмысленно.
С раннего детства воспитывайте у детей любовь к осмысленному чтению, учите анализировать, формировать собственное мнение о произведении. Такое чтение развивает, совершенствует и формирует ребёнка, как личность, но это не значит, что эмоции и чувства в захватывающем сюжете и наслаждение от процесса чтения нужно отбросить на второй план.
Кстати, чтение книг — это не только развитие интеллекта, это инструмент для родителей, с помощью которого можно решить множество психологических проблем с ребенком. Об этом читайте в статье «Сказкотерапия для детей — лучший психотерапевт для вашего ребенка».
Желаем Вам приятного чтения!
Добавить комментарий